Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Описание образовательной программы

Адаптированная основная образовательная программа (далее - Программа) предназначена для воспитателей и специалистов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Муниципального образования город Ирбит «Детский сад № 25» (далее - МАДОУ «Детский сад 25»), в котором воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 4-х до 7-ми лет.

Программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Муниципального образования город Ирбит

«Детский сад 25», с учетом ФГОС ДО, на основании:

-     примерной   основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-

методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 г. 2\15);

-   примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г.);

-   Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. (автор Н.В. Нищева);

- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.

К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дошкольники с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики и общему недоразвитию речи.

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности для детей с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

 

Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, детской и специальной психологии. Программа базируется:

-      на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;

-    на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.


   

Программой предусматривается разностороннее развитие детей 4-7 лет, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений: развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Программа включает следующие образовательные области:

-   социально-коммуникативное развитие;

-   познавательное развитие;

-   речевое развитие;

-   художественно-эстетическое развитие;

-   физическое развитие.

 

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков. Модель организации коррекционно-образовательного процесса представлена в таблице

Модель организации коррекционно-образовательного процесса

 

Таблица 47

Блоки

Содержание

Диагностический

1.  Раннее выявление детей с нарушениями речи.

2.  Первичное обследование.

3.  Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4.  Обследование детей ПМПК.

5.  Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

Организационный

1.  Утверждение списков детей с нарушениями речи.

2.  Составление и утверждение перспективных планов коррекционной работы на год.

3.  Планирование индивидуальной работы с детьми.

4.  Организация работы медико-педагогического консилиума ДОУ.

Коррекционно-развивающие занятия

1.  Работа учителя-дефектолога по совершенствованию всех сторон речи.

2.  Работа музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической стороны речи.

1.       Работа инструктора по физической культуре по развитию и коррекции общей моторики.Хочу такой сайт

2.        Работа музыкального руководителя по развитию и коррекции общей моторики.

3.        Воспитательно-образовательная и коррекционная работа воспитателя.


     

Блок профилактической и

консультативной работы

1.    Углубленные медицинские осмотры (консультации детей с речевыми проблемами у врачей узких специальностей: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда).

2.  Проведение семинаров-практикумов и консультаций для воспитателей, специалистов.

3.  Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи.

4.  Профилактика нарушений устной и письменной речи, слухового восприятия.

Методическое обеспечение

1.  Научно-методическая помощь работникам ДОУ по вопросам коррекции речи.

2.  Создание библиотеки корр. литературы и периодических изданий.

3.  Участие      в    работе    городских методических объединений.

4.  Курсовая подготовка.

5.  Участие в семинарах и конференциях.

6.  Самообразование по вопросам коррекции речи.

7.  Обобщение передового педагогического опыта по вопросам коррекции.

Оптимизация коррекционно- педагогического процесса

1.  Материальная база.

2.  Оснащение логопедических кабинетов.

3.  Формирование          коррекционно-развивающей             среды в группах.

4.  Использование ТСО, создание аудио- и видеотеки.

Контроль

1.  Проведение тестовых срезов.

2.  Анализ работы учителя-дефектолога на педагогических и методических советах ДОУ.

3.  Анализ работы учителя-дефектолога на родительских собраниях.

4.  Подведение итогов работы за учебный год.

Ведение документации

1.  Речевые заключения ПМПК.

2.  Речевые карты.

3.  Перспективный план коррекционной работы.

4.  Календарный план коррекционной работы.

5.  План индивидуальной коррекционной работы с ребёнком.

6.  Журнал учета консультаций для родителей.

7.  Папка взаимосвязи специалистов и воспитателей.

8.  Индивидуальные тетради детей с рекомендациями для закрепления программного материала.

9.  Мониторинг динамики развития детей их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

10.  Документация к ПМПк учреждения (Справки по результатам мониторинга).


   

Система взаимодействия и интеграции воспитательно-образовательной

и коррекционной работы в Программе раскрывается посредством основных требований к единому логопедическому режиму

АООП ОП ДО МАДОУ 25 для детей с ТНР Документ подписан электронной подписью Серийный номер 519259607574593999952456277565694459464737450435 Директор/Заведующий Сафронова Ольга Валерьевна Дата подписания документа 31.08.2023 19:33:07 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».