Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа (далее - Программа) предназначена для воспитателей и специалистов Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения Муниципального образования город Ирбит «Детский сад
№ 25» (далее - МАДОУ «Детский
сад № 25»), в котором
воспитываются дети с тяжелыми
нарушениями речи (ТНР)
от 4-х до 7-ми лет.
Программа разработана в соответствии с основной
общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Муниципального образования город Ирбит
«Детский сад № 25», с учетом
ФГОС ДО, на основании:
- примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением
федерального учебно-
методического объединения по общему образованию, протокол
от 20.05.2015 г. № 2\15);
-
примерной адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования детей с тяжелыми
нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г.);
-
Образовательная программа дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
(автор Н.В. Нищева);
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева,
Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и
др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.
К группе детей с тяжелыми
нарушениями речи относятся
дошкольники с поражением центральной нервной системы
(или проявлениями
перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого
речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Системный речевой
дефект часто приводит
к возникновению вторичных
отклонений в умственном развитии, к
своеобразному формированию психики
и общему недоразвитию речи.
Программа содержит материал для организации
коррекционно-развивающей деятельности для детей с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, детской и специальной психологии. Программа базируется:
- на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве
общения людей, освоения
окружающей действительности и познания мира;
-
на философской теории познания, теории
речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
Программой предусматривается разностороннее развитие детей 4-7 лет, коррекция недостатков в их речевом развитии,
а также профилактика вторичных нарушений: развитие личности, мотивации
и способностей детей в различных
видах деятельности.
Программа включает следующие
образовательные области:
-
социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
-
речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий
для устранения речевых
дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых
недостатков. Модель организации коррекционно-образовательного
процесса представлена в таблице
Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Таблица 47
Блок профилактической и консультативной работы |
1. Углубленные медицинские осмотры (консультации детей
с речевыми проблемами у врачей узких
специальностей: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда). 2. Проведение семинаров-практикумов и консультаций для
воспитателей, специалистов. 3. Оказание консультативной помощи родителям детей
с проблемами в развитии речи. 4. Профилактика нарушений устной и письменной речи, слухового восприятия. |
Методическое обеспечение |
1. Научно-методическая помощь
работникам ДОУ по вопросам коррекции речи. 2. Создание библиотеки корр. литературы и периодических изданий. 3. Участие в работе городских методических объединений. 4. Курсовая подготовка. 5. Участие в семинарах и конференциях. 6. Самообразование по вопросам коррекции речи. 7. Обобщение передового педагогического опыта по вопросам коррекции. |
Оптимизация коррекционно- педагогического процесса |
1. Материальная база. 2. Оснащение логопедических кабинетов. 3. Формирование коррекционно-развивающей среды в группах. 4. Использование ТСО,
создание аудио- и видеотеки. |
Контроль |
1. Проведение тестовых срезов. 2. Анализ работы
учителя-дефектолога на педагогических и методических советах ДОУ. 3. Анализ работы
учителя-дефектолога на родительских собраниях. 4. Подведение итогов
работы за учебный
год. |
Ведение документации |
1. Речевые заключения ПМПК. 2. Речевые карты. 3. Перспективный план
коррекционной работы. 4. Календарный план
коррекционной работы. 5. План индивидуальной коррекционной работы с ребёнком. 6. Журнал учета
консультаций для родителей. 7. Папка взаимосвязи специалистов и воспитателей. 8. Индивидуальные тетради детей с рекомендациями для закрепления программного материала. 9. Мониторинг динамики развития детей их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 10. Документация к ПМПк учреждения (Справки по результатам мониторинга). |
Система взаимодействия и интеграции воспитательно-образовательной
и коррекционной работы в Программе раскрывается посредством основных требований к единому логопедическому режиму