Рабочая программа средней группы № 11


Рабочая программа(далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 г. № 2\15).

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском.

Программа является нормативно-управленческим документом, разработанным в соответствии с нормативными правовыми документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);

- СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Программа реализуется в группе общеразвивающей направленности.

Реализация Программы осуществляется путем письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников на родительских собраниях перед началом учебного года.

Данная Программа определяет специфику организации воспитательно-образовательной деятельности в группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Программа  включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения Программы; принципы и подходы к организации образовательного  процесса (далее – ОП) с детьми; характеристики особенностей ребенка ___4-5 летнего________ возраста.

Содержательный раздел представлен содержанием образования по пяти направлениям развития ребенка (образовательным областям), обозначенным в ФГОС ДО:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Содержательный раздел включает описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет):

- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

- познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организационный раздел включает в себя описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания по данной программе.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей по пяти взаимодополняющим образовательным областям.

Обязательная часть Программы разработана на основе программно-методического комплекса: примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Издание шестое (инновационное), 2020 г.

Разработка части, формируемой участниками образовательных отношений, проводится путем анализа педагогического наблюдения на конец учебного года и ознакомления родителей (законных представителей) воспитанников с данными результатами, с учетом интересов детей и мнения родителей (законных представителей) по применению парциальных программ и педагогических технологий.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом:

Парциальной  программы Лыковой И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»:

Программа адресована:

- родителям (законным представителям) - для информирования о целях, содержании и организации ОП, о предполагаемых результатах деятельности образовательной организации;

- педагогам - для углубления понимания смыслов дошкольного образования и в качестве ориентира в проектировании практического ОП и оценки освоения детьми содержания Программы;

- администрации - для координации деятельности педагогического коллектива по осуществлению требований к содержанию, условиям реализации Программы и результатам освоения детьми дошкольного возраста основной образовательной программы, а также осуществления управленческого контроля; для регулирования совместных действий участников образовательных отношений.

 

Одним из важных условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники ОП.

Задача коллектива – установить партнерские отношения, объединить усилия для развития, создать атмосферу общих интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В группе взаимодействие с семьями воспитанников направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В основу совместной деятельности семьи и педагогов группы заложены следующие принципы:

- единый подход к процессу воспитания ребёнка;

- открытость дошкольного учреждения для родителей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- уважение и доброжелательность друг к другу;

- дифференцированный подход к каждой семье;

- равно ответственность родителей и педагогов.

Цель взаимодействия с родителями (законными представителями) - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия с семьей:

- изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в семье;

- знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- создание в группе условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, городе, области;

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Одним из ключевых моментов в формировании ответственного родителя является участие их в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским садом. При этом организация использует следующие формы сотрудничества:

- при знакомстве с семьёй - встречи-знакомства;

- посещение семей;

- анкетирование;

- беседы с родителями и ребенком.

Информирование родителей осуществляется через организацию Дней открытых дверей, индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний, оформление информационных стендов, привлечение к организации выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, сайт детского сада, блоги педагогов. Совместная деятельность реализуется через участие в исследовательской и проектной деятельности, конкурсы-выставки, творческие фестивали, спортивные соревнования и эстафеты, участие в театральных постановках. Участие в детских утренниках и праздниках, помощь в изготовлении дидактических игр и пособий, благоустройстве группы и территории детского сада. Родители могут выступать:

- в роли ассистентов и помощников при организации деятельности с детьми;

- в роли эксперта, консультанта или организатора;

Гарантом эффективности работы с родителями являются:

- установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;

- искренне доброжелательное отношение педагога к ребёнку и родителям;

- заинтересованность педагога в решении проблемы ребёнка;

- системный характер работы.

Концепция работы с семьей основана на положении о том, что в центре внимания семьи должны находиться личность ребёнка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: сама семья, детский сад и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

 Хочу такой сайт

Основные направления и формы работы с семьей

 

Взаимопознание и взаимоинформирование

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:

- специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;

- организация дней открытых дверей в детском саду;

- разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами.

Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (педагогов, детского сада, Управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).

Стенды

На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация.

К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах дошкольного учреждения, а также о дополнительных образовательных услугах.

К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.

Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять.

Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также, если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал).

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.

Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности.

Основными формами просвещения выступают: конференции, родительские собрания, родительские и педагогические чтения.

Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.

Мастер-классы

Мастер-класс — особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители, работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, поэтом, экологом и др.).

 

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.

Семейные праздники

Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в группе.

Семейный праздник — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем являются: День матери, День отца, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля).

Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители.

Проектная деятельность

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль взрослых и детей в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования становятся любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.

 

Таблица 17 – Система взаимодействия с семьей

№ п\п

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

1.

Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей

- Социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи;

- беседы (администрация, педагоги, специалисты);

- наблюдения за процессом общения членов семьи с ребёнком;

- анкетирование;

- проведение мониторинга потребностей семьи в дополнительных услугах;

2.

Информирование родителей

- Рекламные буклеты;

- журналы для родителей;

- визитная карточка учреждения;

- информационные стенды;

- выставки детских работ;

- личные беседы;

- общение по телефону;

- индивидуальные записки;

- родительские собрания;

- родительский клуб;

- сайт детского сада;

- передача информации по электронной почте и телефону;

- объявления;

- фотогазеты;

- памятки

3.

Консультирование родителей

- Консультирование по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование)

4.

Просвещение и обучение родителей

- Семинары – практикумы, мастер – классы: по запросу родителей; по выявленной проблеме (направленность – педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право);

- приглашение специалистов;

- сайт детского сада и рекомендация других






Рабочая программа средней группы № 11 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868576010 Директор/Заведующий Сафронова Ольга Валерьевна Дата подписания документа 15.09.2022 18:11:33 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».