13.01.2020
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ
Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства.
Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с развитием и особенностями мышления, воображения и др.
Подробно остановимся на особенностях восприятия цвета детьми на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета, он неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам. Яркие тона вызывают у малыша положительные эмоции, побуждают к действию с предметом.
На втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету. В процессе сенсорного развития ребенок совершает значительный скачок в признании цвета как свойства предмета. Усвоение эталонной системы цветов требует от детей достаточно сложной аналитико-синтетической деятельности, а точность цветоразличия повышается с возрастом. К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета. Дифференцирование цвета ("дифференциация" - разница, различие) как при его восприятии, так и в словесном обозначении вначале образуется по отношению к четырем цветам: красный, желтый, синий и зеленый, а затем ко всем остальным.
Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так. Во-первых, окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребенку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов, цветами изобразительных средств и словами - определениями. Во-вторых, ребенок запоминает систематичность красок в наборе.
Работа с изобразительными материалами и интерес к появлению новых сочетаний, увлекает маленького ребенка. К 3-4 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение детей к цвету неустойчиво. В то же время дети способны найти подходящий цвет к образцу и правильно воспринимать основные качества цветов.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сначала к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет.
Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в изобразительной деятельности, Е. А. Флерина отмечала, что дети любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя красками, маленький ребенок не столько занят цветовым изображением предмета, сколько окраской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит). Имея представление о желтом и красном цветах, но, не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые.
Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному - красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому - и голубые и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета - ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый. Усложнение продуктивной деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые и новые цвета.
Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е. А. Аркина. Им было установлено, что уже на 4-ом году у детей развита способность к цветоощущению. Голубой цвет он выделил как наиболее сложный для восприятия детьми не только 3-4 лет, но и 6-8 лет. В своих исследованиях он отметил, что любимыми цветами детей оказались красный и зеленый, а симпатичными черный и желтый. Дети младшего возраста с большим трудом подмечают различные сходства оттенков между собой» Дифференцировка светлоты цветового тона начинает отмечаться с 4-го года. Дети в возрасте 3-4 лет знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), но не применяют такие обозначения цвета как светло-красный или темно-красный. Дети часто дают цветам разные названия. В то же время они иногда и отказываются от названия цветов. Они могут найти цвет к предложенному образцу, но в словаре детей отсутствуют слова, обозначающие названия цветов.
Т. С. Комарова, в своих исследованиях дает конкретную картину развития у детей чувства цвета, отмечая, что в массе своей дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнить всю работу одним цветом, цвет для них не выступает как обязательное свойство предмета.
Яркость и пестрота, характерные для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребенка, недостаточном уровне цветового восприятия и культуре применения цвета. Такой рисунок может быть создан под влиянием впечатления от пестрой игрушки, книжной иллюстрации и т. д. Чтобы ребенок усвоил эталонную систему цветов, необходима специальная организация продуктивной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок еще не имеет богатого опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений. Эти качества необходимо развивать, так как они являются условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника. Формирование представлений о цвете имеет большое значение для эмоционального развития дошкольника.
Светлана Валерьевна Григорьевна, Светлана Петровна Удинцева, воспитатели младшей группы № 2.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2020
Дата обновления: 13.01.2020
Дата публикации: 13.01.2020