Консультация для родителей. Особенности восприятия цвета детьми.

13.01.2020

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ

 

Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства.

Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с развитием и особенностями мышления, воображения и др.

Подробно остановимся на особенностях восприятия цвета детьми на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета, он неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам. Яркие тона вызывают у малыша положительные эмоции, побуждают к действию с предметом.

 На втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету. В процессе сенсорного развития ребенок совершает значительный скачок в признании цвета как свойства предмета. Усвоение эталонной системы цветов требует от детей достаточно сложной аналитико-синтетической деятельности, а точность цветоразличия повышается с возрастом. К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета. Дифференцирование цвета ("дифференциация" - разница, различие) как при его восприятии, так и в словесном обозначении вначале образуется по отношению к четырем цветам: красный, желтый, синий и зеленый, а затем ко всем остальным.

Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так. Во-первых, окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребенку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов, цветами изобразительных средств и словами - определениями. Во-вторых, ребенок запоминает систематичность красок в наборе.

Работа с изобразительными материалами и интерес к появлению новых сочетаний, увлекает маленького ребенка. К 3-4 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение детей к цвету неустойчиво. В то же время дети способны найти подходящий цвет к образцу и правильно воспринимать основные качества цветов.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сначала к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет.

Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в изобразительной деятельности, Е. А. Флерина отмечала, что дети любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя красками, маленький ребенок не столько занят цветовым изображением предмета, сколько окраской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит). Имея представление о желтом и красном цветах, но, не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. Хочу такой сайт

Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному - красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому - и голубые и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета - ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый. Усложнение продуктивной деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые и новые цвета.

Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е. А. Аркина. Им было установлено, что уже на 4-ом году у детей развита способность к цветоощущению. Голубой цвет он выделил как наиболее сложный для восприятия детьми не только 3-4 лет, но и 6-8 лет. В своих исследованиях он отметил, что любимыми цветами детей оказались красный и зеленый, а симпатичными черный и желтый. Дети младшего возраста с большим трудом подмечают различные сходства оттенков между собой» Дифференцировка светлоты цветового тона начинает отмечаться с 4-го года. Дети в возрасте 3-4 лет знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), но не применяют такие обозначения цвета как светло-красный или темно-красный. Дети часто дают цветам разные названия. В то же время они иногда и отказываются от названия цветов. Они могут найти цвет к предложенному образцу, но в словаре детей отсутствуют слова, обозначающие названия цветов.

Т. С. Комарова, в своих исследованиях дает конкретную картину развития у детей чувства цвета, отмечая, что в массе своей дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнить всю работу одним цветом, цвет  для них не выступает как обязательное свойство предмета.

Яркость и пестрота, характерные для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребенка, недостаточном уровне цветового восприятия и культуре применения цвета. Такой рисунок может быть создан под влиянием впечатления от пестрой игрушки, книжной иллюстрации и т. д. Чтобы ребенок усвоил эталонную систему цветов, необходима специальная организация продуктивной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в младшем  и  среднем дошкольном возрасте ребенок еще не имеет богатого опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений. Эти качества необходимо развивать, так как они являются условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника.  Формирование представлений о цвете имеет большое значение для эмоционального развития дошкольника.

 

 

Светлана Валерьевна Григорьевна, Светлана Петровна Удинцева, воспитатели младшей группы № 2.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.01.2020

Дата обновления: 13.01.2020

Дата публикации: 13.01.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».