Консультация для родителей "О правах ребенка-дошкольника"
15.12.2019
Консультация для родителей
"О правах ребенка-дошкольника"
Уважаемые
родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему,
связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть
права и обязанности родителей по отношению к ребенку.
Дошкольное детство —
уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется
здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в
течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его
взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во
многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного
заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового
развития,
«Дети мира невинны,
уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением
международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы,
призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
К основным международным
документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
Декларация прав
ребенка (1959);
Конвенция ООН о правах
ребенка (1989);
Всемирная декларация об
обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация прав ребенка
является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в
Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь,
понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление
возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно
в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в
Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был
разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция признает за
каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии,
политических или иных убеждений, национального, этнического и социального
происхождения – юридическое право:
- на воспитание;
- на развитие;
- на защиту
Конвенция увязывает
права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих
ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку
право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Конвенция о правах ребенка
— правовой документ высокого международного стандарта и большого
педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной
личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения
взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит
подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности
ребенка, его мнениям и взглядам.
«Защита прав детей
начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка»
(А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка в Московской области):
Ребенком считается
человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал
совершеннолетним ранее (статья 1).
Все дети равны в своих
правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи,
религии, происхождения, материального положения и других различий.
Интересы ребенка должны
быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие
интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.
Право на жизнь (статья
6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь.
Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и
здоровое развитие ребенка.
Право ребенка на заботу
своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при
рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.
Право на сохранение
своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со
всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными
связями, мечтами и стремлениями.
Право свободно выражать
свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При
осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.
Право на защиту от физического
или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения
(статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия,
отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать
ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых
Право на охрану здоровья
(статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение
медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
Право на защиту от
жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один
ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению
свободы.
Право на образование и
обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство
ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное
образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть
доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и
проявляться уважение к его человеческому достоинству
Право на защиту от
жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один
ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению
свободы.
Нарушением прав ребенка
можно считать:
- лишение свободы
движения,
- уход родителя из дома
на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ
предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как
неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
- применение физического
насилия к ребенку,
- унижение
достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка
(воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс
неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),
- угрозы в адрес
ребенка,
- ложь и
невыполнение взрослыми своих обещаний,
- отсутствие
элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,
- отсутствие нормального
питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Мы хотим подробнее
остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.
«Игра — ведущая
деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе
жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье
зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за
компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре
возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны
прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права»,
— утверждает Декларация прав ребенка.
Д.Б. Эльконин, известный
ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно
благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях.
Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения
людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они
становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих
капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его.
Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не
может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается,
неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых.
Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто
из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (ответы родителей). Вот поэтому
надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных,
насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.
Не следует покупать,
приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты.
Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с
пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и
разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям
развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в
сюжетные игры...
Призываем Вас изъять те
игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.
Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные
американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы,
добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи,
малыши».
Знание и понимание права
ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет
осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и
детского сада.
Екатерина Игоревна Цымбал,
воспитатель младшей группы № 5.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2019
Дата обновления: 15.12.2019
Дата публикации: 15.12.2019