Консультация для родителей: «Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 4 – 5 лет».
26.11.2019
Консультация для родителей: «Создание условий в семье для речевого
развития ребёнка 4 – 5 лет».
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
Поскольку
развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и
непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память,
кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические
исследования показывают, что дети средней группы более любознательны,
самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности,
нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
·
приобретаются
навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих
мыслей) ;
·
расширяется
словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в
повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти
слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
·
речь
постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное
употребление слов).
Кроме того, в
этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речиокружающих, чем старше
становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают
семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4-5
лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их,
создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно,
оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает
речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Увеличение
активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку
возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост
словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко
приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки:
например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы
взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и
предлагать правильный образец употребления слов.
Объединение
усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным
результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать
различные речевые формы и категории
оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
На что
необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие
интонационной выразительности речи.
Интонационной
выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило,
в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений,
инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью
детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда
осознают значение интонации для передачи смысла высказываний.
Попробуйте
прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией.
Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных
произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи,
учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их
употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное
обыгрывание известных ребенку сказок.
2)
Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии,
воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать
произведения художественной литературы,
сконцентрироваться
и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения
кругозора, но и для общего развития ребенка.
Художественные
тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой
задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте
явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть
грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и
мелкая моторика рук.
В дошкольном
возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала
развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение
речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В
домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным
занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей,
плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание
различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и
вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.
Предлагаем
интересные упражнения для развития речи дошкольников.
1.
Учить
подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие,
санитарные, служебные…);
2.
Узнавать
предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);
3.
Подбирать
действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья
срывает…);
4.
Подбирать
предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);
5.
Подбирать
действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка,
листья);
6.
Подбирать
обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);
7.
Подбирать
синонимы - (Большой, огромный, громадный);
8.
Находить
пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес…);
9.
Распространять
и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем?);
10.
Называть
составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);
11.
Упражнять
в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость);
12.
Упражнять
детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть
воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а
ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных
падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у
малышей;
13.
Подбирать
слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф;
14.
Составлять
фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…, холодный…;
15.
Про
что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;
16.
Произносить
предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и почему?), грустно
(и почему?), удивленно (и почему?);
17.
Находить
антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:
Скажу я слово
высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово
далеко, а ты ответишь близко.
Теперь скажу я
слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь начало я
скажу, ну отвечай…(конец);
Каковы же
особенности речи детей пятого года жизни:
1. Объем и
характеристика словаря.
2. Состояние
грамматического строя.
3. Состояние
звуковой культуры речи.
4. Особенности
связной речи.
Рассмотрим кратко
каждый раздел.
1. Словарь
Основная наша с
вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать
качественный рост (признаки и свойства).
Осуществляем
подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за
девочкой и т.д.
Учим подбирать
признаки: Какой? Какая? Какое?
«Что это?» -
«Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая
и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных
к одному слову.
В этом возрасте
особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В
течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой,
который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ:
«Нет, снег черный» и т.п.)
В развивающей
среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и
т.п. Я показываю картинку, ребенок находит и называет с противоположным
значением.
Изучаем слова –
обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные».
Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с
поросятами, собака со щенками и т.д.
Большое значение
уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей:
«Твоя мама (папа) работает? Кем?
Внимание детей
привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов;
новый год, костюм, дом, день и т.п.
2. Формирование
грамматического строя речи.
Что же это такое?
- Упражняем детей
в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про
один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что
есть у Кати и у Саши? (Ведра)».
Эти упражнения
вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш –
карандаши), но и само слово (ухо – уши).
- Учим
образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных
(чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме
много рыбок. На столе коробка без карандашей.
- Упражняем в согласовании
прилагательных с существительными (в роде , числе). «У нас все синее –небо,
платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».
- Согласование
числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с
изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».
Например,
дидактическая игра «Петух».
«Про что можно
сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два?
(два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А
чего у петуха много? (перьев)».
- Учим
пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола
(хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят
посмотреть книгу».
«Катя, принеси,
пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в
повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).
- Упражняем в
употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать
предметы, про которые можно сказать : мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга,
моё окно, мои игрушки.
- Учим правильно
употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).
Дидактическая игра
«Найди, где спрятался зайчик?»
- Упражняем в
образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других
суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик,
сестра – сестренка.
- Учим
образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются
действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)
- Упражняем в
образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная;
варенье из клубники – клубничное).
- Учим составлять
из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?»
Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще
моет мама?»
3. Третий
компонент устной речи –
развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми,
стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове,
когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом
слове звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным
звуком.
4. Четвертый
раздел – связная речь.
Развитие связной
речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в
нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет
ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми,
поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.
В начале года,
проведя диагностику, педагоги выявили следующие недостатки:
- связные
высказывания короткие;
- отличаются
непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;
- фрагменты
высказываний логически не связаны между собой.
Проанализировав,
сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в
связные речевые высказывания ребенок не может.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2019
Дата обновления: 26.11.2019
Дата публикации: 26.11.2019