26.09.2019
Консультация для
родителей
Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх
лет
Малыша-ангелочка, которого вы родили
около двух с половиной лет назад, исчез. Появился маленький монстр, деспот,
эгоист, он издевается, проверяет нервы на прочность и с интересом любуется на
вас, когда вы вне себя. Это кризис трёх лет.
Первые два года – кризис новорожденности
– прошли незаметно и благополучно, а вот что делать с этим? Не обращать
внимания, жить как раньше – невозможно. Что с ребёнком? Всё в норме. Дитятко
прожило достаточно времени, ориентируясь на вас: ваше настроение, поведение,
действия, манеры воспринимались ребёнком как его собственные. И вдруг такая
находка – «Я». «Я – личность», есть мир, и есть «Я». Но эту находку нельзя
потрогать, попробовать на зуб, разобрать, ей можно позабавиться, только
проявляя в поведении, чем дитё охотно и занимается: ноет, закатывает истерики,
выражает строптивость.
Возрастные же психологи говорят, что
кризис развития нужен для формирования личности ребёнка. А вот как пройдёт этот
кризис и каким после этого станет ребёнок, зависит от взрослых. Поэтому вот вам
руководство к действию. Наберитесь терпения. Упрямство, строптивость,
негативизм, своеволие, бунт, деспотизм, обесценивание человеческих норм
поведения – характерные черты этого периода.
Не думайте, что «вам достался» несносный
ребёнок, он просто ещё не научился себя вести. Он не знает как «играть» со
своей находкой «я». -
Малыш обнаружил свою личность, но не в курсе, какая она – хорошая или плохая.
Именно в этот период закладывается самооценка, а значит, задача родителей – не
скупиться на одобрения, не критиковать без веских причин.
Ребёнку важно всё делать самому, и это не только есть, одеваться,
чистить зубы – так развивается его самостоятельность; сейчас же формируется и
независимость, а значит – важно и решения самому принимать. Уступайте ребёнку,
выстраивайте общение так, чтобы он имел возможность переубедить вас, хотя бы в
мелочах, «мелочь» ведь для вас, а для ребёнка всё существенно.
Упрямство – своеобразный тренажёр воли,
не изводите его на корню, идите на разумные компромиссы.
Зная об особенностях периода, смените
тактику. Нравится ребёнку проявлять упрямство, вредничать, поиграйте с ним так,
чтобы он мог реализовать эти свои черты, выпустить пар в игре. Берите ребёнка
«на слабо» (тебе это всё не съесть!). Запрещая что-либо понарошку, не будьте
слишком серьёзны, развлекитесь вместе, посмейтесь над детским непослушанием.
Здесь главное, чтобы малыш точно понимал, где игра, а где реальные требования.
Надо заметить ещё и то, что весь негатив
кризиса выливается на человека, который ближе всех в общении. Мама часто может
слышать в этот период от отца, бабушек, нянь, воспитателей: «С нами он
(ребёнок) так себя не ведёт!». И понятно, ведь всё предшествующее время малыш
жил именно мамой (или тем, кто её заменяет), поэтому сейчас противопоставляет
себя данному человеку с особым усердием.
Часто в этот период дети становятся
невозможными нытиками. Идите снова на хитрость: делайте вид, что не понимаете
неразборчивую речь, но очень хотите узнать, в чём её суть. Ноет, что хочет сок,
переспросите: «Хочешь кок? Ноет бок? Очуооок? Чулок!» Скажет как следует –
получит своё.
Хуже нытья только истерики. Соберите
волю в кулак и не обращайте внимания, пусть орёт, катается по земле, главное,
чтобы без травм, остальное – пусть. От вас не должно быть никаких эмоций: ни
положительных, ни отрицательных. Не обсуждайте это происшествие. Симулянт
должен знать: вас этим не проймешь, вам НИКАК, вы НЕ ЗАМЕТИЛИ, что случилось.
Если ситуация не позволяет «оставить
истерику без внимания», попробуйте отвлечь (только не выдать желаемое); не
получилось – пожалейте, обнимите, «переведите стрелки» на сказочный,
вымышленный персонаж. (Мне очень жаль, но Баба-Яга запретила тёте продавать нам
эту игрушку.) Но жалеть и отвлекать – это крайняя мера, истерика должна быть
проигнорирована! И помните – все наладится. Результат прохождения кризиса –
становление воли, самостоятельности, гордости за свои достижения. Успехов вам!
Светлана
Петровна Удинцева, Светлана Валерьевна Григорьева, воспитатели младшей группы №
2.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.09.2019
Дата обновления: 26.09.2019
Дата публикации: 26.09.2019