24.08.2019
Консультация для родителей
«Влияние родительских установок на развитие детей»
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика
состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое -
сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное, значение имеет
фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это
установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль
в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.
Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди.
Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития,
непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость
родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 5-6 лет не
владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться
осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно
относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка,
избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в
поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие
принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше
они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в
благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения
и чувства. Оружием против негативной установки может стать только
контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со
стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё
можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не
получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно
получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование,
лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок
положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз
они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные
инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить
в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения
в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и
поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает
зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся
негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые
они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.
Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли
некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы
даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь
трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство
и яркость эмоционального мира.
Естественно, список установок может
быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти
контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы,
невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно
повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и
на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
·
Я сейчас занят(а)…
·
Посмотри, что ты натворил!!!
·
Как всегда неправильно!
·
Когда же ты научишься!
·
Сколько раз тебе можно повторять!
·
Ты сведёшь меня с ума!
·
Что бы ты без меня делал!
·
Вечно ты во всё лезешь!
·
Уйди от меня!
·
Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко
зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не
нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив,
неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
·
Ты самый любимый!
·
Ты очень многое можешь!
·
Что бы мы без тебя делали?!
·
Иди ко мне!
·
Садись с нами…!
·
Я помогу тебе…
·
Я радуюсь твоим успехам!
·
Что бы не случилось, наш дом - наша
крепость.
·
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере
не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь
унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его
просто надо успокоить. Сам ребёнок - не беспомощная "соломинка на
ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё
наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм
поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.
Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний
родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
Светлана Анатольевна
Целлер,
Наталья
Александровна Солонова,
воспитатели
старшей группы № 9.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.08.2019
Дата обновления: 24.08.2019
Дата публикации: 24.08.2019