Познавательное развитие детей летом
25.06.2019
Познавательное
развитие детей летом
Ребенок – природный исследователь окружающего мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и
усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в
своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет
его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной
психологической науки Л.С. Выготский.
Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста
особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую
любознательность.
Пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные
интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит
вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не
только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами
наблюдаемых явлений.
Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к
её пониманию. В процессе практико-познавательной деятельности (обследования,
опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду.
Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. В
развитии познавательной деятельности дошкольников огромную роль играет
правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. При этом
дети должны иметь возможность дополнить и расширить свои представления о мире,
а также овладеть различными способами получения знаний – рассматривание
картинок, экспериментирование, личный опыт и др.
Радость самостоятельных открытий, сопровождает умственные поиски,
укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.
Осуществляя руководство необходимо придерживаться следующих требований:
·создаваемые условия должны
провоцировать детей на поиск ответов на поставленные вопросы, получение
дополнительной информации по содержанию беседы;
·дети должны самостоятельно
определять степень своего участия в этой деятельности и свободно выбирать из
предложенных взрослым средств и источников познания.
Родители должны стремиться сформировать познавательную активность
ребёнка. Они должны:
· уметь вникнуть в проблему и
в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
· уметь представить знакомый
объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;
· быть способны к
ассоциациям;
· быть креативными, то есть
развивать у себя способность превращать совершаемую деятельность в творческий
процесс.
Познавательная активность имеет отчётливые внешние проявления: · интерес к предмету;
·эмоциональное отношение к
предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т.е. разнообразие
эмоций, вызываемых этим предметом);
· действия, направленные на
исследования свойств предмета понимание его функционального назначения.
Познавательная деятельность реализуется в разных формах:
· самостоятельная
деятельность, которая возникает по инициативе самого ребёнка – стихийно,
·совместная – ребёнка и
взрослого – на условиях партнёрства.
Среди всех познавательных и психических процессов ведущим является
мышление.
Добиться этого позволяют методы, которые называют познавательные
вопросы детей:
· метод неожиданных решений,
основанных на том, что взрослый предлагает новое нестереотипное решение той или
иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей;
· метод проявления заданий с
неопределённым окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные
на получение дополнительной информации;
· метод, стимулирующий
проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на
новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
· Метод «преднамеренных
ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда взрослый избирает неверный путь достижения
цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения
задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы,
высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже
восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают
у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют
в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений
любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать,
самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Проведение опытов, наблюдений помогает развить у детей познавательный
интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного
мировоззрения.
Таким образом, познавательная деятельность – это сложное личностное
образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и
субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и. т.
д.), и объективных (окружающие условия, приёмы и методы обучения и
воспитания…). Следовательно, стратегия взрослого, создающего насыщенную
познавательно-развивающую атмосферу, должна заключаться, прежде всего, в
переориентации сознания детей: обучение из каждодневной принудительной
обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим
миром. Именно тогда познания и любая деятельность, связанная с ним, становится
человеческой потребностью в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.
Только в случае учёта всех моментов, взаимодействия детского сада и семьи
перспективы дальнейшего развития детей, несомненно, будут иметь положительную
динамику.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.06.2019
Дата обновления: 25.06.2019
Дата публикации: 25.06.2019