23.04.2019
ЧТО ТАКОЕ
ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО...
Воспитатели: Григорьева С.В.
Удинцева С.П.
Мы не знаем, насколько осведомлен был в
вопросах детской психологии В. В. Маяковский, но известное детское
стихотворение отражает психологическую реальность развития ребенка.
Родители
— именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы
дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Поскольку начинаются
эти процессы очень рано, когда ребенок впитывает как губка все, что увидел,
услышал, пережил, родительское влияние в раннем возрасте невероятно сильно и
глубоко оседает в детском опыте.
Наш опыт общения с современными родителями
говорит о сформировавшейся, видимо, как следствие глобальных процессов
демократизации общества тенденции к свободному воспитанию, которое понимается
как минимум границ и запретов, выставляемых ребенку. В действительности дело с
границами и запретами обстоит тоньше и глубже, нежели просто наличие
единственно верного ответа — все разрешать или все запрещать.
Выставление ребенку границ и норм
допустимого поведения необходимо в первую очередь для него самого. Это помогает
ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем, делает окружение
более стабильным и предсказуемым, а значит, более безопасным. Первые сигналы о границах
допустимого поведения ребенок, естественно, получает от родителей, и
повторяем, они необходимы ребенку. Ребенок,
которому не известны правила и нормы, теряется от
неопределенности, чувствует себя брошенным, не ощущает комфорта и безопасности,
ну а далее сам начинает устанавливать грань дозволенного и допустимого.
Чаще всего это приводит к
нарушениям социальной приемлемости поведения, сложностям в принятии любых
рамок, правил и стандартов. Особенно
остро этот вопрос встает в школе, когда чаще всего и начинаются трудности.
Вопрос только в количестве, обоснованности
и форме, в которых ребенку обозначаются границы допустимого поведения и
выносятся суждения о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Как
же ограничивать проявления ребенка, как найти грань между вседозволенностью и
творческим поиском, свободой и независимостью?
Здесь нужно помнить о
следующих важных моментах:
Во-первых,
каждый раз взвесить принципиальность и важность того, что именно мы не
разрешаем, что запрещаем, на что реагируем отрицательно. Ведь зачастую за нашими запретами стоит просто забота о собственном
спокойствии и благополучии, чистоте и порядке, а не истинное желание обеспечить
безопасность ребенка или желание воспитать в нем те или иные качества.
Конечно, нам спокойнее, если малыш сидит в манеже и не пробует исследовать
квартиру, но ведь это необходимый шаг, который очень важен для ребенка 2—3 лет.
Мы чувствуем себя комфортно, если наш 13-летний подросток не ходит вечером
гулять на улицу, он не свяжется с плохой компанией, мы знаем, что он дома, жив
и здоров, но потом не стоит удивляться и переживать, если в 18 лет наш сын
почему-то по-прежнему сидит дома, и у него нет друзей. Нам нравится, когда у ребенка в комнате порядок, наведения которого
мы требуем железной рукой. Но нравится ли
этот порядок владельцу комнаты, где он чувствует себя чужим, где на стенах
картины, которые ему не нравятся, а фотографии любимых эстрадных певцов мама
повесить не разрешает? Нам нравится,
когда ребенок не спорит с нами, всегда соглашается с нашим мнением, и не
высказывает собственного мнения, что могло бы внести диссонанс в наше семейное
благополучие. Но тогда следует быть
готовым к тому, что, став взрослее, сын также будет соглашаться со всеми,
кто выше статусом, не сумеет отстоять собственное мнение и будет прятаться за
нашу спину.
Во-вторых,
форма, в которой выставляются ограничения и запреты. С самого раннего возраста
стоит объяснять и аргументировать ребенку, почему именно это нельзя или чем
именно то или иное поведение плохо или вредно. Для ребенка это важно, так как служит знаком внимания к нему,
потому что предполагает уважение к нему и признание его права выбирать.
В-третьих,
обозначая границы, запрещая недозволенное или наказывая за проступок, не забывайте выражать свое отношение к
ребенку в целом. Наказан или осужден,
может быть, поступок, но не личность в целом. Для ребенка это любовь и
удивление тому, что такой хороший мальчик поступил так необдуманно, для
подростка — уважение к его мнению и предоставление права выбора при описании
последствий неразумных шагов. Но
никогда запрет не должен основываться на доводе: «Так надо, потому что я так
сказал, ты поймешь позже, сейчас делай, как велю».
В-четвертых,
последовательность и согласованность указаний и действий взрослых, которые
окружают ребенка, — необходимое условие его нормального развития.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.04.2019
Дата обновления: 23.04.2019
Дата публикации: 23.04.2019