23.04.2019
ПСИХИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА 2-3 ЛЕТ
Воспитатели: Григорьева С.В.
Удинцева С.П.
Психические особенности ребёнка 2-3 лет
Все
психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят
непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по
собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то
запомнить - обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает
то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет
характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.
Ребенок
2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Малыша легко отвлечь
и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению
эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция -
игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание,
поглаживание и т. п. Такими играми изобилует народная традиция пестования
детей.
Маленький
ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то
только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его
обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении
очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он
в группе эмоциональный комфорт.
Общение
у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает,
что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание
взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь
может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.
Обучение
в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе
подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает
взрослый – и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.
Сверстник
еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто
как еще один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они
нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок завладел
вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на
ногу, пролил компот на скатерть и т. п.
Мышление
ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что
познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций,
соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень
важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и
познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную
развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Из
предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой
деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн,
абстрактное изобразительное искусство.
Основные психологические особенности детей 2-3 лет:
-им
присуще наглядно-действенное мышление;
-их
интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая
развивающая среда, то есть, позволяет ли она разнообразно исследовать
окружающий мир, манипулируя различными предметами;
-речь
находится в стадии формирования;
-обучение
эффективно только на фоне психоэмоционально- комфортного состояния;
-внимание, мышление, память непроизвольны.
·
Постепенно расширяйте число предметов,
которые ребенок видит и с которыми взаимодействует.
·
По мере развития ребенка знакомьте его с разнообразными
свойствами окружающих его предметов, формой, окраской, звучанием и т.д.
·
Помогайте ребенку развиваться в меру его
естественно формирующихся возможностей, немного их предвосхищая.
·
Стимулируйте речевую активность малыша,
хвалите его за успехи.
·
Поощряйте его интерес к овладению
различными предметами в соответствии с их назначением.
·
Расширяйте круг активного общения ребенка.
·
Создавайте щадящий тренирующий режим
бодрствования и сна.
·
Помогайте в играх, поддерживая
всестороннее развитие ребенка.
·
Следите за питанием, сном и отдыхом
малыша, не допускайте его нервных перегрузок.
·
Способствуйте развитию разносторонней
детской деятельности, разделяйте с ребенком радость по поводу достигнутых
успехов.
·
Не гасите искусственно активность ребенка,
направленную на расширение игрового пространства и увеличение количества
предметов, с которыми он играет.
·
Не сдерживайте возможности развития
ребенка, его интерес к действиям с новыми предметами и к взаимодействию с
окружающими людьми.
·
Не смейтесь над ошибками речи; нужно мягко
поправлять, учить малыша.
·
Не спешите прийти на помощь малышу, но и
не опаздывайте; следует всячески поощрять самостоятельность ребенка.
·
Убирайте те игрушки, в которые дети уже не
играют.
·
Старайтесь не поощрять капризы ребенка;
лучше не придавайте им особого значения, рассматривайте их как мелкий
проходящий эпизод.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.04.2019
Дата обновления: 23.04.2019
Дата публикации: 23.04.2019