КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЯТЬ ВРЕМЯ
15.12.2020
Как известно,
дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников
наглядно-образное), с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится
именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы
ощущаем его ход.
Как же научить дошкольника определять время? И
возможно ли это?
Даже маленькому
ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и
ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 5 летнего ребенка очень сложно
научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие
времени очень субъективно, в прочем и взрослым известен этот момент — когда мы
заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же, игра или
интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро — малышу может
казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже
несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или
занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими
часами.
С чего же начать обучение ребенка определению
времени?
Последовательность
событий. Совсем не обязательно и даже не нужно при объяснять ребенку где на
часах какая стрелка и что она означает. Начинать обучение ребенка определению
времени следует с самого простого и понятного дошкольнику — с
последовательности событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных
занятий. Ребенок видит, что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться
спать), утром вставать и идти в детский сад, за утром следует день. Так малыша
формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности
событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на
любую последовательность событий, например в сказках - сначала мама испекла пирожки,
потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала
Серого волка...
Знакомим с прошлым, настоящим и будущим.
Следующий шаг в
ознакомлении ребенка со времени – понятия прошлого, настоящего и будущего. Опять
же, необходимо использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их
беседами и примерами. Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день — это
настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее. Спросите ребенка, что
наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом, покажите
ребенку каким маленьким он был раньше — это прошлое. Какими раньше были папа,
мама, бабушка, дедушка — это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с
ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости), обращайте его внимание, что
это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк — это прошлое.
Важно не только
рассказать ребенку, сколько в году сезонов и месяцев, но объяснить на наглядных
примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью, зимой. Также обратите
внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты. Загадайте малышу загадки о
временах года.
И, наконец, учим
ребенка определять время по часам.
Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события и
явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена
времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого
подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими
большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки
короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит
путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка сначала с часовой
стрелкой. Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с
обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому
событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает - на картинке
изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением утреннего подъема. Для
начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же
время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа»,
«после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах.
Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной
— на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в
определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной
стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во
сколько ложится спать и т. д.
Екатерина Игоревна Цымбал,
Светлана Ефимовна Ларионова,
воспитатели средней группы № 6.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2020
Дата обновления: 15.12.2020
Дата публикации: 15.12.2020