12.11.2020
Фольклор – это устное народное творчество,
народная мудрость, народное знание.
Устное народное творчество – это песни о
героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Детский фольклор русского
народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.
Колыбельные
песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого
слова шептать, заговаривать. В колыбельных песнях появляется герой кот, он
мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту
обещали награду, кувшин молока. “Ваня будет спать, котик Ваню качать”.
Пестушки
– это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на
руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит
образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки
ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок”,-
весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.
Потешки –
песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и
“Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В
“Сороке” щедрая белобока, накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого
маленького (мизинец), но лентяя.
Очень большое значение имеют потешки для
воспитания у малышей дружелюбия,
доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе
кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не
плачь, не плачь, куплю калач».
Прибаутки – песенки
более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие
сказочки в стихах. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной
системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в
строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: “Тили – бом,
Тили – бом”.
В прибаутке “Петушок – петушок” – всего
один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок
очень яркий, живописный, и поёт он “голосисто”. Основная интонация этого стиха
– ласковая, звучание его напевно, мелодично.
Прибаутка про курочку – рябушечку вся
построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается
характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора,
благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно
удержать расположением действий по образцу цепного соединения – одно звено
вытекает из другого.
Первые
сказки – “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок”
– понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют
как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают
урожай и т.п.).
Фольклор даёт возможность познакомить
детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют
представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения
учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать
слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки
у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде
человека.
С литературными произведениями начинается
знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном – об игрушках.
Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких
стихотворениях «Лошадка», «Мишка», «Зайка».
Так, от короткой пестушки и потешки,
взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово,
воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают
художественный образ детской литературы.
На третьем году жизни речь ребёнка
становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.
Значительно возрастает понимание речи
окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он
видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о
том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности,
способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает
содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим
количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не
отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в
отведённое место.
Значительно расширяется репертуар
художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни.
Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора.
Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей: иногда – это
целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры;
стиль, язык, содержание более значительно. Если ребёнку систематически
рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность,
навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен
понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.
Знакомство детей с произведениями
искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного
народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период
раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой
личности.
Именно в этот период дети с поразительной
быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а
главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок
получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму
речевого общения – диалогическую.
В результате общения с фольклорными
произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога,
сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют
познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим
миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность,
формируется гуманное отношение к миру.
Светлана
Валерьевна Григорьева,
Алена
Александровна Соколова,
воспитатели младшей
группы № 1.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.11.2020
Дата обновления: 12.11.2020
Дата публикации: 12.11.2020