ПРОЕКТ по экологической тропе Точка «Цветник»»

01.01.2017

ПРОЕКТ по экологической тропе

Точка «Цветник»»

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ № 10

Воспитатели : Манцевич Е.Н Бушуева М.В

Оглавление.

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание проекта
  3. Планируемые результаты
  4. План реализации проекта:

· Объект исследования

· Тема

· Цель

· Тип проекта

· Участники проекта

· Сроки реализации

· Проблема

· Развитие интегративных качеств

· Предварительная работа

· Этапы проекта

  1. Формы и методы работы с детьми
  2. Работа воспитателя с родителями
  3. Описание видов деятельности
  4. Перспективное планирование, цикл занятий
  5. Вывод
  6. Список литературы

«Человек был и всегда остается

сыном природы, и, то, что

роднит его с природой,

должно использоваться

для его приобщения к богатству

духовной культуры»

В. А. Сухомлинский.

Пояснительнаязаписка

Внастоящеевремявдошкольнойпедагогикеуделяетсяогромноевниманиеэкологическомувоспитаниюдетей.Одноизважнейшихусловийформированияэколого-краеведческихпредставленийэтонепосредственныенаблюдениядетейзаобъектамииявлениямивприроде.Поэтомунеобходимопредоставитьвозможностьдетямобщатьсясживойприродойинаблюдатьзарастениямииживотными.Растения,которыерастутнаучасткахдетскогосада,могутпредоставитьмалышамбогатейшийпознавательныйматериал,апедагогувозможностидляреализацииполноценногоэкологическоговоспитания.

Экологическаятропаоднаизсовременныхформвоспитанияиобразованиядетейработавэкологическизначимомпространстве,наобразовательноммаршруте,проходящемчерезразличныеприродныеобъекты.Знакомясьсрастениямииживотными,местамиихобитания,особенностямиприродныхландшафтовит.д.,детирасширяютсвойкругозор,практикуютсявориентировании.

Мир,окружающийребенка -это,преждевсегомирприродысбезграничнымбогатствомявлений,снеисчерпаемойкрасотой.Научитьдетейвидетькрасотуроднойприроды,воспитатьинтересибережноеотношениекней -однаизглавныхзадачвоспитателейиродителей.Чтобыоберегатьилюбитьроднуюприроду,еенадознать.Незнаниеприродычастослужитпричинойравнодушия,апоройижестокостипоотношениюковсемуживому.Итак,любовькприроде,сознательное,бережноеизаинтересованноеотношениекнейкаждогочеловекадолжнывоспитыватьсясраннегодетствавсемьеивдетскомсаду.

Содержание проекта

Задачи.

· Расширять представления о растениях.

· Развивать познавательный интерес.

· Формировать знания об этапах жизни растений.

· Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.

· Сформировать познавательный интерес к миру растений.

· Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.

Планируемые результаты.

· Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.

· Расширение кругозора .

· Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.

· В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.

· Сплочение детей, родителей и воспитателей.

4.План реализации проекта:

Объект исследования:познавательный интерес детей к растениям;

· Тема:«Экологическая тропа. Точка «Цветник»»;

· Цель:Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.

· Тип проекта: досугово-познавательный.

· Участники проекта: дети, родители, педагоги.

· Сроки реализации: год.

· Проблема: формирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания.

· Этапы проекта

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап.Разработка проекта.
3 этап.Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап.Подведение итогов (презентация).

Первый этап - подготовительный

· Подготовка к реализации проекта.

· Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

· Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей.

· Подготовка природного материала для деятельности детей

Второй этап – основной.

Формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи

Второй этап проекта заключается в том, чтобы пройти с детьми по экологической тропинке детского сада и исследовать все растения находящиеся там. Таким образом у нас получилось несколько «Точек» в каждой из которых дети получали информацию, проводили исследование, делали эксперименты.

Третий этап – заключительный.

  • Формирование у детей чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности людей в природе.
  • Развитие творческих способностей
  • Коллекция гербария растений «Цветы»
  • Паспорт растений точки «Цветник»: пионы, бархатцы, лилии, лилейник, пестролистная сныть.

· Развлечение «Цветочное настроение.

5. Формы и методы работы с детьми

· Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях

· Игровая форма занятий

· Ознакомление с художественной литературой

· выставка рисунков и поделок

· Сюжетно-ролевая игра

· Наглядная пропаганда

· Экскурсии, наблюдения

· Самостоятельная детская деятельность

· Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования.

6. Работа воспитателя с родителями и воспитателями

· Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

· Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:

· Советы и рекомендации

7.Описание видов деятельности

· Игровая деятельность.

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В нашем проекте использовались такие игры, как: «Как играть с водой», «Наливаем-выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед», «Поиграй со мной водичка». Использовалась настольная игра «Обитатели воды».

· Учебная деятельность

Учебная деятельность формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени.

В проекте мы использовали серию фронтальных занятий по соответствующей теме. Многие занятия были подкреплены презентацией, наглядными пособиями.

Активно использовали тематические беседы, а детям задавали наводящие вопросы для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему.

Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе. В совместной деятельности мы разгадывали загадки, учили стихотворения, проводили опыты и эксперименты, рассматривали фотографии и наглядные картинки.

Обучение проходило и в рамках наблюдения, как на улице, так и в группе.

Эффективным средством обучения является работа по подгруппам, когда решается спорный вопрос, выставленный воспитателем. Так дети приходят к самостоятельному выводу проблемного вопроса.

· Трудовая деятельность

Трудовая деятельность – это формирование положительного отношения к труду, то есть:

· ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

· организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Во время проведения проекта дети также продолжали закреплять навыки по:

· Самообслуживанию – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

· Хозяйственно-бытовому труду – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту. Дети активно принимали участие в подготовке к опытам и экспериментам. Помогали друг другу при выполнения задания. Готовили соответствующий материал для занятий по лепке, аппликации или рисованию. Также дети развили дополнительный навык осторожности не только с водой, но и с другими предметами.

· Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями. При работе в уголке природы, дети стали умеренно наливать воду в растения, умеренно использовать «опрыскиватель», т.к. узнали о том, что вода в больших количествах вредна для растений.

Цветы

  • Садовые цветы.
  • Луговые цветы.
  • Лесные цветы.
  • Лекарственные растения.
  • Бал цветов.

Специально-организованная деятельность.

Путешествие царство садовых растений.

Цели: закрепить знания названий садовых растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к садовым растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Точка «Цветник». Уход за растениями.

Цели: обобщить представления детей об уходе за садовыми растениями; закрепить знания об основных потребностях растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, , рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Растения лечат.

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.

Пионы, бархатцы, лилии и лилейник, пестролистная сныть

Цели: воспитывать бережное отношение к садовым цветам. Закреплять знания о строении цветов, их названия. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Красная книга – сигнал опасности.

Цель :развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.

Совместная деятельность детей и педагогов.Хочу такой сайт

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».

Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами. Вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести их цветов венок.

Составление моделиусловной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).

Дидактические игры.

· «Найди растение»

· «Найди, что опишу»

· «Отгадай, что за растение»

· «К названному растению беги»

· «Собери цветок»

· «Найди такое же растение»

· «Какого цветка не стало?»

· «Отгадай по загадке»

· «Собери букет»

· «Четвертый лишний»

· «Украсим комнату»

· «Найди такой же»

· «Что изменилось?»

· «Где спряталась матрешка?»

· «Найди растение по названию»

· «Продайте то, что назову»

· «Где спрятано растение?»

· «Узнай растение»

· Магазин «Цветы»

· «Найди о чем расскажу»

Словесные игры.

Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.

· «Я садовником родился»

· «Опиши цветок»

· «Загадай, мы отгадаем»

Загадывание загадок.

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Продуктивные виды деятельности.

Коллаж «Цветочное царство».

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности. упражнять в умении создавать коллаж.

Аппликация «Волшебные цветы».

Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Рисование «Пион» (методом «тычка»).

Цель. Закрепить способ рисования «тычком» в изображении цветов. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов. Закреплять умение правильно держать кисть.

Рисование «Мой любимый садовый цветок».

Цель. Развивать изобразительные навыки, воображение, точность движения руки, восприятие цвета.

Рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу».

Цель. Формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Побуждать детей к активному экспериментированию с пластилином. Помогать добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.

Рисование «Мой любимый цветок».

Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту цветов доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.

Оригами «Лилия».

Цель. Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги; развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.

ИГРЫ

Пальчиковые игры.

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

Педагог говорит о том, что кисти рук детей превратились в цветы-одуванчики. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

· «Наши алые цветы»

· «Цветы»

· «Мак»

· «Растения»

Подвижные игры.

Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

· «Солнышко и дождик»

· «Цветы и ветер»

· «Растения»

Хороводные игры.

Цель.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.

· «Мы на луг ходили»

· «Галя по садочку гуляла»

Беседа «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».

Цель. Ежедневно, вечером систематизировать знания детей , полученные за день; активизировать память.

Трудовая деятельность.

Поливка клумб с многолетниками.

Цель. Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.

Посадка рассады цветов.

Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады.

Пересадка в клумбу растений.

Цель. Закрепить представления о жизни растения и показать некоторые способы пересадки цветов.

Наблюдения.

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).

Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.

Чтение.

Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

· Стихи о цветах.

· Пришвин М. «Золотой луг».

· Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.

· Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.

· Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.

· Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?

· Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.

· Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».

Чтение стихов (по методике «Расскажи стихи руками»).

Стихотворение «Цветик-колокольчик» и др.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Продуктивные виды деятельности.
Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры..

Настольные игры.

· «Выложи цветы» (мозаика)

· «Собери комнатное растение»

· «Собери букет»

ВЫВОД

В ходе организации работы на экологической тропинке нами был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, проводится необходимая информация. Так, при описании цветника даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, и т. д.

Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе были использованы разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Литература

1. С.Н Николаева Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет.

2. С.Н Николаева Парциальная программа «Юный эколог» система работы

в средней группе детского сада.

3. Картотека наглядного материала «Цветы».

4. Картотека опытов и экспериментов в природе.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2018

Дата обновления: 21.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».