Положение о логопедическом пункте


организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными
нарушениями речи;

организация пропедевтической логопедической работы с детьми по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;

консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками;

активизация познавательной деятельности воспитанников;

совершенствование методов логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами ребенка.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается дошкольным образовательным
учреждением любого типа независимо от его организационно-правовой формы, а также
в рамках сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи в дошкольном образовательном
учреждении ведется следующая документация, срок хранения которой минимум – 3 года
с момента завершения оказания логопедической помощи:

Программы и/или планы логопедической работы.

Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).

Расписание занятий учителей-логопедов.

Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников,
получающих логопедическую помощь (Приложения 1.1, 1.2).

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

Отчетная документация по результатам логопедической работы.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом ДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи,
исходя из:

количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении
по адаптированной образовательной программе дошкольного образования
для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6-12 указанных
воспитанников;

количества
воспитанников,
имеющих
заключение
психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, развитии и
социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
воспитанников;

количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной
учителем-логопедом детского сада, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица
учителя-логопеда на 25 таких воспитанников.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних воспитанников (Приложения 2 и 3).

2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
2.6. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование детей по
запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников,
педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих
нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с
целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус ребенка.
2.7. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической
диагностики с учетом выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций
ПМПК, ППк.
2.8. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться
в течение всего учебного года.
2.9. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании
приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и
(или)
групповой/подгрупповой
формах.
Количество
и
периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом
(учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося,
рекомендаций ПМПК, ППк.
2.11. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и
результатов логопедической диагностики.
2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и
состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям,
предъявляемым к данным помещениям.
2.13. На логопедические занятия зачисляются воспитанники детского сада
старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной
речи:

общее недоразвитие речи (ОНР);

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);

фонематическое недоразвитие речи (ФНР);

фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков
(НПОЗ);

дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности
речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием;

нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные
общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
2.14. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в
развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению

образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
2.15. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в
которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.
2.16. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с
согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в
соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами
(невропатологом,
детским
психиатром,
отоларингологом,
офтальмологом и др.) или на медико-психолого-педагогическую комиссию.
2.17. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе.
Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп
устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной
речи ребенка, но не более 25 человек.
2.18. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой
речевого дефекта:

с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек;

с
фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи
(ФФНР)
и
фонематическим недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек;

с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием
речи – до 5 человек;

с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетикофонематическим или фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек;

с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек;

минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника.
2.19. Занятия проводятся в часы, свободные от основных занятий, с учетом
режима работы дошкольного образовательного учреждения и санитарными
требованиями.
2.20. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителемлогопедом и утвержденным заведующим ДОУ.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов)
по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных
актов дошкольного образовательного учреждения.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной
программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную
образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы
дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном
лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать
детский сад, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в
форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4.
Положения.
Для детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного
образования), а также для детей, не посещающих дошкольное образовательное
учреждение, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-

2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования, учреждений
начального и среднего профессионального образования, детских домов и школинтернатов».
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:

для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);

для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ
дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого
нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);

для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным
образовательным учреждением.
3.5. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего
возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания
предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.6. Продолжительность групповых логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:

для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;

для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;

для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;

для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;

для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.7. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:

для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями
об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования - не более 12 человек;

для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ
дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;

для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость
группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным
учреждением.

3.8. Продолжительность
коррекционно-развивающего
обучения
детей
определяется структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет:

с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев
(примерно от 45 до 60 часов);

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и
письма,
обусловленными
фонетико-фонематическим
или
фонематическим
недоразвитием речи – от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного
года), примерно от 45 до 60 часов;

с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма,
обусловленными общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем
отводится 73-85 занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30
занятий; имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития
65-95 часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено.
3.9. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для
исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать
возрасту воспитанников.
3.10. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий
фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является
финансовым документом.
3.11. Ответственность за посещение занятий на логопедическом пункте
воспитанниками несут учитель-логопед, родители (законные представители),
воспитатель, заведующий дошкольным образовательным учреждением.
4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1.
Учителями-логопедами
назначаются
лица,
имеющие
высшее
дефектологическое образование по специальности «Логопедия».
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется заведующим дошкольным
образовательным учреждением в порядке, предусмотренном законодательством.
4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое
обследование устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических
данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика
речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза
речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе
диагностических данных; составление перспективного плана коррекционнологопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение
уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей
(законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной
работе и мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников, имеющих
нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания,
индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия, логопедический
стенд для родителей и педагогов со сменным материалом; целенаправленная
систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и
родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска.
4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и
совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и
компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной,

коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом,
лексическом и синтаксическом уровнях.
4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:

повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;

обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов
и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;

повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;

совершенствование программно-методического оснащения коррекционнологопедической деятельности.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и
родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования;
изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств
коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического
материала.
4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая,
подготовительная, организационная и иная.
4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательной
деятельности (административных и педагогических работников детского сада,
родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о
задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда с воспитанниками.
4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:

постоянно действующей консультативной службы для родителей;

индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада.
4.7. На консультативную работу предусмотрено 2 часа в неделю. В часы
консультаций учитель-логопед:

проводит работу по уточнению установленного логопедического
заключения, более тщательно обследуя речь детей;

дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции
фонетического дефекта;

проводит консультации с родителями и воспитателями по определению
тяжести речевого дефекта;

оформляет необходимую документацию.
5. Права и обязанности учителя-логопеда
5.1. Учитель-логопед обязан:

рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетентности;

нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего
обучения;

ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом
ребенка и индивидуально-образовательным маршрутом;


вести необходимую документацию предусмотренную настоящим
Положением;

способствовать формированию общей культуры личности, социализации;

обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий
требованиям государственного образовательного стандарта;

строго соблюдать принципы педагогической этики;

выполнять распоряжения администрации дошкольного образовательного
учреждения;

выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;

обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период
образовательной деятельности;

осуществлять систематическую связь с заместителем заведующего и
воспитателями детей, имеющих речевые нарушения, посещать занятия с целью
выработки правильного речевого режима в группе.
5.2. Учитель-логопед имеет право:

на защиту профессиональной чести и достоинства;

определять приоритетные направления работы с учетом конкретных
условий дошкольного образовательного учреждения;

формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми.
Выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении
различных видов работ;

знакомиться с документаций ДОУ;

повышать квалификацию;

аттестоваться
на
добровольной
основе
на
соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения
аттестации;

для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все
льготы и преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного
обеспечения, установленные для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических
занятий
6.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду,
отвечающий санитарно-гигиеническим нормам, который должен быть эстетически
оформлен.
6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую
зону учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми,
передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости
от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.

6.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих
возможностей детей.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».