Возрастные особенности развития детей 5 – 6 лет
07.09.2020
Психологический портрет
•
Дети вступили в старший дошкольный возраст. Они
впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей
в детском саду.
•
Это - начало активной подготовки к школе.
•
Это – важнейший
период формирования личности.
•
У ребенка
появляется способность представлять себе
и удерживать в сознании цепочку
взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее,
накапливать знания о росте и развитии в мире живой природы, о процессах
изготовления какой-либо вещи, приготовлении блюда и т.п..
•
Ребенок пытается
восстановить линию собственной жизни, вспомнить, каким он был маленьким, задает
об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал.
•
Детей волнуют
важнейшие вопросы жизни, они умеют
сдерживать чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им нужен
собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие темы.
•
Пятилетние дети
влюбчивы. Объектом влюбленности может
стать человек любого возраста.
Вместе с влюблённостью приходит
ревность. Нередко мальчики начинают
ревновать свою маму к отцу, а девочка - наоборот. Это порождает агрессивные
выпады.
• Если до сих пор
ребенка интересовал преимущественно
окружающий мир, то в пять лет к последнему присоединяется интерес к
взаимоотношениям людей. Под воздействием
этих интересов представления ребенка о «Я» реальном и «Я»
идеальном дифференцируются более четко.
Социально-коммуникативное развитие
Социализация,
развитие общения, нравственное воспитание
•
Умение соблюдать
нормы и ценности, принятых в обществе.
•
Умение общаться и
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
•
Умение быть
готовыми к совместной деятельности.
Ребенок в семье
и сообществе, патриотическое воспитание
•
Сформированность
образа Я .
•
Сформированность
гендерной, гражданской принадлежности.
•
Умение
рассказывать о семье, семейном быте, традициях.
•
Формировать
знания о детском саде.
•
Формировать
знания о своей Родине(о флаге, гербе и гимне; о людях разных национальностях и
их обычаях; о Москве как главном городе, столице России).
•
Формировать
знания о своем родном крае.
•
Формировать
уровень знаний о родной стране (знания о праздниках, которые отмечает вся
страна).
•
Формировать
знания о некоторых родах войск.
Самообслуживание,
самостоятельность ,трудовое воспитание
•
Сформированность культурно-гигиенических навыков.
•
Сформированность
навыков самообслуживания.
•
Формирование
положительного отношения к труду.
•
Формирование
знаний о профессиях людей и их значимость.
Формирование основ безопасности
•
Знание основ экологической культуры и безопасности
поведения в природе.
•
Знание о
некоторых правилах дорожного движения.
• Формировать представления о безопасности собственной жизнедеятельности.
Познавательное развитие
Развитие
познавательно – исследовательской деятельности
•
Уровень знаний
детей о свойствах и качествах различных материалов.
Приобщение к социокультурным ценностям
•
Умение называть
свойства и качества различных материалов .
•
Уровень знаний о
видах предметах, облегчающих труд человека в быту.
•
Формировать
знания о профессиях.
Формирование
элементарных математических представлений
•
Умение считать
(отсчитывать) в пределах 10.
•
Умение сравнивать
рядом стоящие числа в пределах 10.
•
Умение сравнивать
предметы различной величины.
•
Знания о формах
предметов.
•
Умение определять
местонахождение предмета по отношению к себе, другим людям.
•
Знания о днях
недели, последовательности частей суток.
•
Умение
устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
Ознакомление
с миром природы
•
Уровень знаний о
растительности леса, сада, поля.
•
Уровень знаний
знания о травянистых растениях.
•
Уровень знаний о
комнатных растениях.
•
Уровень
знаний о домашних и диких животных.
•
Уровень знаний о
пресмыкающихся и насекомых
•
Уровень знаний о
зимующих птицах.
•
Уровень знаний
ребенка о различных природных объектах.
•
Уровень
осведомленности о роли человека в природе.
•
Уровень умений
устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Речевое развитие
Развитие речи
•
Уровень развития
связной речи. Формирование словаря.
•
Уровень
грамматического строя речи.
•
Уровень развития
звуковой культуры речи.
Чтение
художественной литературы
•
Уровень умения
чтения наизусть.
•
Уровень умений
сочинять концовки к сказкам.
•
Уровень умений
последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
•
Умение правильно передавать в рисунке форму,
строение предметов, расположение частей.
•
Умение создавать узоры по мотивам
декоративно-прикладного искусства.
•
Усвоение
сенсорных эталонов цвета.
Аппликация
•
Умение создавать
изображения , декоративные композиции.
•
Умение вырезать
одинаковые фигуры или их деталей из бумаги, сложенной гармошкой.
Прикладное
творчество
•
Умение создавать
из бумаги объемные фигуры.
•
Умение делать
игрушки из природного материала.
Лепка
•
Умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
•
Умение создавать небольшие сюжетные композиции.
Музыкально-художественная
деятельность
•
Слушание.
•
Пение.
•
Песенное
творчество.
•
Музыкально
игровое и танцевальное творчество.
•
Музыкально-ритмические
движение.
• Игра на детских музыкальных инструментах.
Физическое развитие
Формирование
начальных представлений о здоровом образе жизни
•
Различает и
называет органы, имеет представление о
их назначении, том как их уберечь и
ухаживать за ними.
•
Имеет потребность
в соблюдении навыков гигиены и опрятности, умеет сообщать о своем самочувствии.
•
Имеет
представление о здоровом образе жизни и о значении физических упражнений для
организма.
• Использует двигательные
умения и навыки в самостоятельной двигательной деятельности.
• Умеет энергично
отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на
месте. Прыгать через короткую скакалку.
• Умение разнообразно
действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).
• Умение прыгать на двух ногах
на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
• Отбивать мяч о землю правой
и левой рукой, бросает и ловит его двумя кистями рук.
• Выполняет ведущую роль в
подвижной игре, соблюдает правила игры.
Култышева Ольга Васильевна, Пчёлкина Светлана Юрьевна,
воспитатели старшей группы № 7