Памятка для родителей «Какие родители - такие и дети»
09.10.2020
Памятка для родителей
«Какие родители - такие и дети»
Авторитетные родители – инициативные, общительные,
добрые дети.
Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и
поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с
детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в
разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем.
Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это
потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.
Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны
выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное
отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они
испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего
положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается
гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. Члены
семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно
очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие
всех.
Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой
семье уважают родителей, признают их авторитет.
По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным путем.
Авторитарные родители – раздражительные,
склонные к конфликтам дети
Авторитарные
родители (авторитарный стиль воспитания) (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»).
Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для
него характерна строгая дисциплина, общение в режиме “родитель - ребенок”превалирует
над общением ребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей
весьма велики. Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем
должен подчиняться их воле, авторитету.
Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и
“кажется, что они несколько отстранены от своих детей”. Родители отдают
инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не
признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание,
уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что
родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Но
родители все же “не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого
обращения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным
как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми
запретами, выговорами и физическими наказаниями.
Этот стиль
воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. В
подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и
враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют,
становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как
только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во
всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.
Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение
наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны; они
привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если все
равно ты всегда не прав или на тебя не обращают никакого внимания?) и зачастую
подпадают под сильное влияние сверстников. Уровень насилия среди мальчиков из
таких семей наиболее велик. Они не уверены в своем успехе, менее уравновешены и
менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку. .
Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними
и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к
подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к
окружающим.
Либеральные родители (либеральный стиль воспитания) (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»
Для
либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и
детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над
отношениями “родитель - ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на
своих детей больших ожиданий.
Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и
ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для
которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Либеральные
родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше
всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя,
творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми.
Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного.
Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения
для своих детей, они непоследовательны и часто поощряют раскованное
поведение. Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то
детей не заставляют следовать им в полной мере. Парадоксально то, что
дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены таким
психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, среди них высока
склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные
действия. Исследования показали, что существует связь между либеральным
воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и
алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.
Такие
родители прививают своим детям мысль, что они могут добиться желаемого,
манипулируя окружающими: “Дети приобретают ложное ощущение контроля над своими
родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми”. Позднее они
плохо успевают в школе, значительно чаще не слушаются старших, а “также могут
попытаться обойти не четко сформулированные законы и правила”.
Так как их
не научили контролировать себя и следить за своим поведением, то у таких детей
меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у
них желание самим установить какой-либо надзор, поэтому они “прилагают много
усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них
контроля над собой”. Становясь более
взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны
учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не
готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая
недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и
эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Существует
прочная взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостью
в школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят с
ними обсуждений и дискуссий на различные темы. Другими негативными
последствиями являются нарушения сна и отсутствие чувства безопасности.
Ольга
Васильевна Култышева,
воспитатель
старшей группы № 7.