Консультация для родителей «Игра в шашки, шахматы, как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
09.10.2020
Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы: чем и как занять вечернее время дошкольника,
чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности?
Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими
преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить
ребёнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного
сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в
шашки и шахматы!
Игра
– ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается,
растет.
Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент
гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.
Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.
Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру «шажки», сейчас
привычней «шашки»!
Шахматы – игра сильнейших,
Для ума заряд дает.
Волю, стойкость воспитает,
Процесс обучения
азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться
на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит
ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;
вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие
предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости
и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой
борьбе.
Шахматы
– нечто большее, чем просто игра.
Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором
есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для
умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования:
приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» (Рауль
Капабланка, выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился
играть в пять лет, наблюдая за игрой отца).
Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал,
что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных
способностей и памяти…».
Шашки — игра, издавна пользующаяся большой
популярностью в разных уголках света.
К нам эта игра была завезена еще во времена Киевской Руси и
постепенно стала традиционным видом отдыха знати. Какое-то время шашки на Руси
называли тавлеями — по названию более ранней русской игры шашечного
типа. Одним из первых знаменитых игроков в Шашки стал царь Пётр I. Он
всячески поощрял увлечение шашками и даже выделял для этой игры особую комнату
на проводимых им. Кстати, сам Пушкин был страстным игроком в шахматы и шашки, о
чем свидетельствуют его современники. В одном из стихотворений Пушкина
описывается зимний быт помещиков того времени, в частности, есть и такие
любопытные строки:
…Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), —
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!
Наполеон Бонапарт,
которого Толстой в романе «Война и Мир» называет гениальным полководцем, всегда
брал в военные походы перламутровую доску для игры в шашки. Его пристрастие к
шашкам выглядит вполне закономерно, ведь на доске он мог тренировать свой
талант. Будучи прирожденным стратегом, Наполеон оставил свой след не только на
полях сражений Европы, но и в шашках, введя новую комбинацию, которая и была
названа его именем: «Удар Наполеона». По видимому, игра в шашки и правда
помогала Императору победно продвигаться по Европе, однако история не знает
игроков, которые никогда не проигрывают; в России Великую армию ждали совсем
другие шашки — казачьи…
Каждый ребенок старшей группы обязан
знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования
со сверстниками. Для успешной работы требуется достаточное обеспечение
оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска,
аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких
разрядов. В творческом отношении систематические занятия по обучении шашкам
должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать,
анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть
замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться
искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Наряду теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической
игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. На всех этапах обучения
предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая
содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране.
Эти сведения нужны ребятам не только для того, чтобы повысить их общую культуру,
но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если,
во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным
участником игр, способным, как и ребёнок, ошибаться, и, во-вторых, если не
спешить указывать детям на ошибки. Игра в шашки гениальна. Её можно выбрать как
отдых в семье, хобби. Эта игра сближает родителей с ребенком. Шашечная игра –
не сложная, не требует финансовых затрат, способствует интеллектуальному
развитию всей семьи.
Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми,
усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность,
умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память,
учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных
дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать
в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети
- это залог будущего процветания нашей страны.
Ольга
Васильевна Култышева,
воспитатель
старшей группы № 7.