29.11.2019
10.07.2024
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Психодиагностика (проведение
психологических исследований)
Цель: получение информации об уровне психического развития
детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников
воспитательно-образовательного процесса.
Обязательно:
· Диагностика
воспитанников с особенностями поведения (гиперактивных, тревожных, с аутичными
проявлениями, агрессивных) с целью планирования индивидуальной работы;
· Диагностика
воспитанников всех возрастных групп с целью планирования коррекционно-
развивающих занятий по развитию познавательных психических процессов;
· Диагностика
воспитанников в рамках ПМПК;
· Диагностика
психологической готовности к обучению в школе детей
подготовительной группы.
Дополнительно:
По запросам родителей (законных
представителей), воспитателей, администрации ДОУ и личным
наблюдениям педагог-психолог проводит
углубленную диагностику развития ребенка,
детского, педагогического, родительского
коллективов с целью выявления и
конкретизации проблем участников
воспитательно-образовательного
процесса.
По результатам диагностики организуется
подгрупповая и индивидуальная работа. Результаты психологической диагностики
могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в
составлении индивидуальных маршрутов и в консультировании родителей (законных
представителей) и педагогов.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и
взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Обязательно:
Работа по адаптации субъектов
образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой
социальной среды:
· анализ
медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и
здоровье ребенка, выявление детей, требующих повышенного внимания педагогов;
· и
индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) вновь
поступающих детей;
· информирование
педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи,
с целью оптимизации взаимодействия
участников воспитательно-образовательного процесса.
Консультационная работа
Цель: оптимизация взаимодействия участников
воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи
при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Оказание психологической
помощи при решении проблем, с которыми
обращаются родители (законные представители), педагоги ДОО.
Обязательно:
· Консультирование
по вопросам воспитания и развития детей.
· Тематические индивидуальные
консультации педагогов и родителей (законных представителей).
Дополнительно:
Педагог-психолог может инициировать иные
формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального
роста.
Просветительская работа.
Цель: создание условий для повышения психологической
компетентности педагогов, администрации ДОО и родителей, а именно:
· актуализация
и систематизация имеющихся знаний;
· повышение
уровня психологических знаний;
· включение
имеющихся знаний в структуру деятельности.
Обязательно:
1. Проведение
систематизированного психологического просвещения педагогов:
· Психофизиологические
особенности детей каждой возрастной группы;
· Особенности
работы педагога с проблемными детьми;
· Психологические
основы взаимодействия с семьей;
· Особенности
построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий
дошкольников.
2. Проведение систематизированного
психологического просвещения родителей в форме оформления информационных
накопителей на каждой возрастной группе, обязательным учетом в тематике
возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (законных
представителей) по темам:
· Адаптация ребенка к ДОУ.
· Кризисы
3-х лет и 6-7 лет.
· Наиболее
типичные ошибки семейного воспитания.
· Профилактика
неблагоприятного развития личности ребенка.
· Воспитание
произвольности поведения и управляемости.
· Психологическая
готовность к обучению.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных
возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Обязательно:
· Проведение
занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры;
· Проведение
коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью
формирования предпосылок учебной деятельности (с учетом результатов
диагностики на начало учебного года);
· Проведение
коррекционно- развивающих занятий с воспитанниками всех возрастных групп по
результатам диагностического исследования.
Психокоррекция осуществляется
в следующих сферах:
· Эмоционально-волевая:
агрессивное поведение, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, наличие
признаков аутичного поведения.
· Познавательная:
недостаточный уровень развития познавательных процессов.
Условия реализации программы и формы
работы
Работа с
детьми
Занятия на
развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления
проводятся еженедельно в каждой возрастной группе ( с воспитанниками,
испытывающими трудности в развитии психических процессов).
Занятия с
воспитанниками с особенностями поведения проводятся еженедельно в каждой
возрастной группе (дети гиперактивные, тревожные, с аутичными проявлениями и
агрессивные).
Формы работы:
Подгрупповые
коррекционно-развивающие занятия
Комплектация
подгрупп и продолжительность мероприятий зависит от возрастной категории.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут
варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений
педагога-психолога. Мероприятия проводятся в специально отведенном помещении с
соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. В зависимости от состояния
детей и конкретных условий проведения мероприятий, порядок упражнений можно
менять.
Мероприятия
проводятся в игровой форме. Каждое мероприятие состоит из нескольких частей,
предусматривает смену деятельность для предотвращения перегрузки детей.
Индивидуальная
коррекционо-развивающая работа.
Включает в себя исходную (в начале года) и
контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов. Ее результаты
могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в
составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями(законными
представителями).
· консультирование
о путях и способах решения проблем ребенка;
· привлечение
к совместной с ребенком деятельности при проведении утренников, соревнований,
конкурсов, выставок и т.п.
· привлечение
к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний,
умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной
жизни;
· привлечение
к подготовке ребенка к школе через использование пособия с развивающими
заданиями;
· повышение
психологической компетентности педагогов;
·
командная
работа специалистов в псхолого-медико-педагогическом консилиуме
образовательного учреждения;
·
раскрытие
«секретов» общения с большой и малой группой детей- дошкольников «Стратегия
работы с детьми групп риска»;
·
посещение
занятий педагогом - психологом с последующим их обсуждением с педагогом;
·
проведение
индивидуальных консультаций по запросу (просьбе) педагога и др.
Содержание деятельности педагога-психолога
в рамках ПМПК
Работа с детьми.
· Плановая и углубленная
психолого-педагогическая диагностика познавательной и интеллектуальной сферы.
С педагогами.
· Совместная работа по
выявлению детей, которые не усваивают Основную образовательную программу.
С родителями(законных представителей).
· Индивидуальное
консультирование родителей (законных представителей).
11.12.2019
Просмотров всего: , сегодня: