Консультация для родителей Речь – как средство общения
13.08.2019
Консультация
для родителей
Речь – как средство общения
Период
4—5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает.
Малыш уже понимает, что он человек, кто он: девочка или мальчик. Становится
думающим и творческим ребёнком. Пятилетние дети тяготеют к рифме: создают
собственные стихи, подбирая слова, лишённые всякого смысла. Но само это занятие
далеко не бессмысленное: оно способствует развитию фонематического восприятия,
формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. Именно средний возраст —
возраст почемучек. Причём задаются совершенно невероятные вопросы, порой в
самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют
отвечать на все детские «почему?» и «зачем?», даже неприличные или неприятные и
на которые не знаете ответа.
Обязательно
договоритесь с ребёнком, что ответите на этот вопрос дома, вечером или завтра.
Объясните, что вам надо сначала почитать справочник или энциклопедию. Причём
нельзя ни в коем случае забывать ответить, даже если ребёнок забыл. Скажите:
«Помнишь, ты задавал мне такой-то вопрос, я на него хочу тебе ответить». На
вопросы, касающиеся пола, лучше отвечать так, как оно есть, нежели придумывать
различные сказки. Они вызывают ещё больше «почему?», и вы сами можете
запутаться. Но если чадо не задаёт таких вопросов, то лучше их и не касаться.
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
Поскольку
развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и
непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память,
кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические
исследования показывают, что дети средней группы более любознательны,
самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности,
нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
-
приобретаются навыки
связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);
-
расширяется словарный
запас: пополняется активный словарь (слова,
которые часто
употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто
употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);
-
речь постепенно становится
грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).
Кроме
того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи
окружающих, чем
старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие
оказывают семейное и общественное воспитание.
В
возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые
рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление
закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне
речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Увеличение
активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку
возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост
словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко
приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например,
неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые,
педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать
правильный образец употребления слов.
Объединение
усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой
уровень культуры взрослых, их умение правильно
использовать различные речевые формы и категории
оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
На
что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной
выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило,
в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений,
инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью
детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда
осознают значение интонации для передачи смысла высказываний.
Попробуйте
прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией.
Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных
произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи,
учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их
употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное
обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие
фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно
слушать произведения художественной литературы,
сконцентрироваться
и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения
кругозора, но и для общего развития ребенка.
Художественные
тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой
задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте
явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть
грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В
дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию
мелкой
моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,
затем
появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой
зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях
развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и
полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос,
распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных
поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим
детям, а так же решат одну из задач развития речи.
Предлагаем интересные упражнения для развития речи дошкольников.
1.
Учить подбирать определения
и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…).
2.
Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? –
Береза).
3.
Подбирать действия к
предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…).
4. Подбирать предметы к действию - (На
небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце).
5.
Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет,
бабочка, листья).
6.
Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава,
быстро).
7.
Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный).
8.
Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес…).
9.
Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое?
Зачем?).
10.
Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья).
11.
Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль - радость).
12.
Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То
есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а
ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных
падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у
малышей.
13.
Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф.
14.
Составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…, холодный….
15.
Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -….
16.
Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и
почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?).
17.
Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:
Скажу
я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу
я слово далеко, а ты ответишь близко.
Теперь
скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь
начало я скажу, ну отвечай…(конец).
Каковы
же особенности речи детей пятого года жизни:
1.
Объем и характеристика словаря.
2.
Состояние грамматического строя.
3.
Состояние звуковой культуры речи.
4.
Особенности связной речи.
Рассмотрим
кратко каждый раздел.
1. Словарь
Основная
наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать
качественный рост (признаки и свойства).
Осуществляем
подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за
девочкой и т.д.
Учим
подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?
«Что
это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская,
красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько
прилагательных к одному слову.
В
этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным
значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с
Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в
ответ: «Нет, снег черный» и т.п.)
В
развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый –
тонкий и т.п. Я показываю картинку, ребенок находит и называет с
противоположным значением.
Изучаем
слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель»,
«Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с
лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д.
Большое
значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с
семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?
Внимание
детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у
предметов; новый год, костюм, дом, день и т.п.
2. Формирование
грамматического строя речи.
Что
же это такое?
-
Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я
тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у
Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».
Эти
упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания
(карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).
-Учим
образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных
(чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме
много рыбок. На столе коробка без карандашей.
-Упражняем
в согласовании прилагательных с существительными (в роде , числе). «У нас все
синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».
-Согласование
числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с
изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».
Например,
дидактическая игра «Петух».
«Про
что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно
сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост,
один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».
-Учим
пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола
(хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят
посмотреть книгу».
«Катя,
принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в
повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).
-Упражняем
в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать
предметы, про которые можно сказать : мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга,
моё окно, мои игрушки.
-Учим
правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).
Дидактическая
игра «Найди, где спрятался зайчик?»
-Упражняем
в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других
суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик,
сестра – сестренка.
-Учим
образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются
действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)
-Упражняем
в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная;
варенье из клубники – клубничное).
-Учим
составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает
мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду.
Что еще моет мама?»
3. Третий компонент устной речи – развитие и
совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача
развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он
выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове
звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.
4. Четвертый
раздел – связная речь.
Развитие
связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе
развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной
речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и
взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.