Консультация для родителей
15.04.2019
Десять причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой
(По мнению Д. Кирнарской,
профессора, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных доктора
психологии и искусствоведения)
Почему?
Несмотря на то, что
ребёнок фальшиво поет песню Чебурашки, и слуха у него нет; пианино некуда
поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; ребёнку вообще
некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая...
Есть веские причины всё
это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные
родители
Причина первая
Играть – это следовать
традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать –
это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на
рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а
вокруг играющей девушки?
Внимание, родители
будущих невест!
Причина вторая
Музыкальные занятия
воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, без
перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с
каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев
спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие
родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что
такое возможно!
Причина третья
Занимаясь музыкой,
ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит,
попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами,
запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом
доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на
скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70%
членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные
родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать
трудные задачи из-под репетиторской палки.
Причина четвертая
Музыка и язык –
близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом
словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения,
запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше
говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают
грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев
Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык,
рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и
переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
Причина пятая
Музыка структурна и
иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в
свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и
мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание
компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Внимание, прагматичные
родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов!
Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft
предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
Музыкальные занятия
развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы
ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и
атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными
персонами.
Играя, ему придётся в них
перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и
жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное –
понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.
Внимание, амбициозные
родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и
самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
Причина седьмая
Музыканты мягкосердечны и
одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины
чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины.
Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Внимание, прозорливые
родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались
музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать
своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
Причина восьмая
Занятия музыкой приучают
«включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline –
срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю
вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает
к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит
серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные
занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
Причина девятая
Музыкальные занятия
воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка
помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с
листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее
и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не
может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор
ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и
передаёт информацию по нескольким телефонам.
Внимание, перегруженные и усталые родители!
Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам
и везде приходить первым.
И, наконец, последнее…
Музыка – наилучший путь к
жизненному успеху.
Почему? См. пункты 1-9.
Детали…
Агата Кристи свой первый рассказ написала о том,
почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит
играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон
уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Альберт Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в
шестилетнем возрасте.
К тому времени, когда ему исполнилось 14, он
исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на
фортепьяно.
На протяжении всей жизни Эйнштейн оставался
страстным скрипачом, обращаясь к музыке во время творческих застоев. О своих
увлечениях музыкой и физикой он говорил: "Оба они имеют один источник и
дополняют друг друга..." Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна
является результатом любви к классике.
Посмотрите на успешных людей в любой области,
спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя
бы даже и без особого рвения?
Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин
последовать их вдохновляющему примеру.