13.12.2024
Консультация для воспитателей
«Разновидности
мнемотехники: коллаж, сенсорно-графическая схема, предметно-схематическая
модель»
В настоящее время
проблема развития речи становится особенно актуальной.
Главной и отличительной чертой современного
общества является подмена живого человеческого
общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми,
игнорирование речевых трудностей
лишь увеличивает число
дошкольников с недостатками речи.
Проблемы речи детей
дошкольного возраста:
- односложная, состоящая лишь из простых
предложений речь;
-неспособность
грамматически правильно построить предложение,
- бедность речи,
- недостаточный
словарный запас,
- употребление нелитературных
слов и выражений,
-бедная диалогическая речь: неспособность
грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ,
-неспособность построить монолог: например,
сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами,
-отсутствие логического обоснования своих
утверждений и выводов,
-отсутствие навыков культуры речи: неумение
использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.,
-плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно
излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Каковы же факторы, облегчающие процесс становления
связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В.
Эльконина и др. — наглядность.Рассматривание
предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки,
производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на
значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский.
Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех
конкретных элементов высказывания.
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано
использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника —
система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти
путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в
виде игры.
Цель:развитие памяти, мышления,
воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с
речью и ее полноценным развитием.
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в
своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг
фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов
этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина
Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В.
– коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в
развитии связной речи дошкольников.
Результаты:
· у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
· появляется желание пересказывать тексты, придумывать
интересные истории;
· появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
· словарный запас выходит на более высокий уровень;
· дети преодолевают робость, застенчивость, учатся
свободно держаться перед аудиторией.
Таким образом, использование мнемотехники в
работе с детьми является важным способом
развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира.
Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи
старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду
деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А
также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение
устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном
информационном обществе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.01.2019
Дата обновления: 13.12.2024
Дата публикации: 13.12.2024