Консультация для воспитателей «Разновидности мнемотехники: коллаж, сенсорно-графическая схема, предметно-схематическая модель»

10.01.2019

Консультация для воспитателей

«Разновидности мнемотехники: коллаж, сенсорно-графическая схема, предметно-схематическая модель»

 

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно актуальной.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью от компьютера.   Недостаток  общения   родителей со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей   лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

-неспособность грамматически правильно построить предложение,

 - бедность речи,

- недостаточный словарный запас,

- употребление нелитературных слов и выражений,

  -бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,

 -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,

 -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,

 -отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.,

 -плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность.Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Хочу такой сайт

 Формирование связной речи – наиболее сложный раздел  обучения.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

 

Цель:развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.  

 Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

 

Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми  позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

Результаты:

· у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

· появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

· появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

· словарный запас выходит на более высокий уровень;

· дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

       Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.01.2019

Дата обновления: 10.01.2019

Дата публикации: 10.01.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».