23.03.2021
Неаполь
- это город в Италии. В своей пьесе П. Чайковский очень выразительно передал
черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов.
Это море предо мною, это небо голубое,
Эти солнечные сети - как без них прожить
на свете?
Эти рощи у залива, эти гибкие оливы,
Этот край вечнозелёный полюбил я
навсегда!
Мой Неаполь!
Здесь под жарким солнцем южным,
Здесь под облаком жемчужным
Не прийдёт ко мне беда.
Мой Неаполь!
Место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда!
Здесь всё вокруг моё:
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.
В Неаполе моём без песен делать нечего.
Поют с утра до вечера здесь юноши и
девушки.
И бабушки и дедушки, и каждый двор и дом.
Распевают все кругом здесь, в Неаполе
родном.
«Неаполитанская песенка» - одна
из самых ярких пьес «Детского альбома». Она пришла в музыку Чайковского с улиц
Неаполя. Эту маленькую тайну нам раскрыло письмо к Чайковскому Надежды
Филаретовны фон Мекк: «Дают ли Вам серенады под окнами? Нам в Неаполе и Венеции
каждый день давали, и с каким особенным удовольствием я слушала в Неаполе ту
песню, которую Вы взяли для танца в «Лебединое озеро».
Композитор называет её танцем в
балете и песенкой в «Детском альбоме» - и в этом нет противоречия. В ней
соединились и песня, и танец.
Пьеса напоминает народный
итальянский танец - тарантеллу (от названия города на юге Италии - Таранто).
Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом, очень грациозный,
изящный, задорный. Танец часто сопровождается пением. Неслучайно пьеса
называется «Неаполитанская песенка». Его играют народные инструменты. В Италии
распространён испанский народный инструмент - кастаньеты. Они представляют
собой две пары пластинок, выдолбленных из дерева в форме раковины и связанных
шнуром (показываем детям кастаньеты). Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо
подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер! Одна
пластинка пальцами ударяется о другую и раздаётся щелкающий, яркий звук,
немного напоминающий звучание деревянных ложек.
Народные танцы, имеющие чёткий
повторяющийся ритм, в том числе итальянская тарантелла, исполняются в
сопровождении не только кастаньет, но и других инструментов. Например,
аккомпанемент в пьесе П. Чайковского напоминает звучание кастаньет и перезвон
гитары.
Как и в «Итальянской», в
«Неаполитанской песенке» две части - запев и припев. Запев имеет простую
двухчастную форму. Если в запеве мы слышим песенку и можем её спеть, то мелодию
припева спеть труднее. Здесь властвует стихия стремительного танца. В
воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала – его не раз
наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Форма всей пьесы сложная двухчастная.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.03.2021
Дата обновления: 23.03.2021
Дата публикации: 23.03.2021