Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы»
13.01.2021
Я сама помыла ручки
И сама надену брючки.
Уложила в койку мишку
И на лбу набила
шишку.
Утром я поела кашку
И сама помыла чашку.
Можно я сложу игрушки
И пойду играть к
подружке?
Самостоятельность
– это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо
с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия
самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто,
по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка –
мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку
помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным?
Современная
начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к
школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования,
выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько
качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом
зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника,
исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует
развитию его личности в целом.
Как
отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям.
Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне
деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы
получаем эффект развития.
Сегодня ребёнок не
мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных
целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами
действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и
осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при
обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении
поставленного кем-то задания. Самостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит
себе цели и может их добиваться.
Проблема
формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых
актуальных.
Волевые
качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их
воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в
коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться
такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих
силах, настойчивость, выдержка.
Самостоятельность обеспечивает:
Формирование
самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.
Отличительной
особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность.
Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е.
вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют
направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им
или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.
Ребёнка,
который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых
действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если
постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в
такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося
положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать
лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в
подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только
трудиться, но и быть хорошим организатором.
Чтобы
дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить
применение своим силам, следует на первых порах давать им конкретные
задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить
просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие задания
нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их
самостоятельно. В дальнейшем руководство ребят должно состоять в том, что
взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт,
побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется
наблюдательность, сообразительность, внимательность.
Необходимо
учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не
только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать
свое поведение, оценивать поступки, доброжелательно и правильно на них
реагировать. Взрослый постоянно напоминает, как нужно себя нести,
объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами
на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей
негативное отношение к взрослому. Лучше использовать положительные примеры
поведения детей, художественную литературу.
Дети старшего дошкольного возраста могут
выполнять следующие виды работ:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные
игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные,
резиновые).
2.
Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3.
Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки),
салфетки для хлебницы и т.п.
4.
Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду
после завтрака.
5.
Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6.
Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать
варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и
чистить ягоды.
7.
Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с
верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать
хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8.
Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9.
Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть,
спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10.
Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Очень
важным для развития самостоятельности ребенка, по мнению психологов, является
то, какую позицию занимают родители. Одни родители придерживаются принципа –
максимум твердости, требовательности и контроля. Они считают, что детей нужно
воспитывать в строгости, их мнение особого значения не имеет, поскольку они еще
мало знают и умеют. А критические замечания в такой семье звучат гораздо чаще,
чем похвала. В другой семье отсутствие четких требований, твердости и контроля является
нормой. Такие родители считают, что целенаправленно заниматься воспитанием
самостоятельности у ребенка совсем не обязательно. Критические замечания в
такой семье звучат редко, как, впрочем, и похвала. В третьей семье разумный
контроль сочетается с доброжелательной поддержкой и
искренней заинтересованность. Такие родители стараются учитывать мнение
ребенка, поддерживают его стремление быть самостоятельным и независимым.
Так
вот, по мнению психологов, результатом воспитания в первом случае вполне
возможно будет неуверенная в себе, замкнутая, недоверчивая личность. Во
втором – не умеющий себя сдерживать, безответственный, а часто и
неуверенный в себе человек. Третий же вариант воспитания психологи считают
самым оптимальным. Именно у такой личности будет сформирован высокий
уровень самостоятельности, независимости и дружелюбия.
Вот
такие советы, рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности у ребенка
хотелось бы дать. Дальше выбор за вами, уважаемые взрослые. Вы сами должны
для себя решить: хотите ли вы видеть своего ребенка в будущем самостоятельным и
независимым или постоянно нуждающимся в вашей помощи, советах, а значит, вы
всегда будете чувствовать свою важность, необходимость в жизни ребенка.
Култышева Ольга Васильевна,
воспитатель старшей группы
№ 7.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2021
Дата обновления: 13.01.2021
Дата публикации: 13.01.2021